Расширенная гарантия на шины

Как бороться со скрипом тормозов

Любые посторонние звуки в автомобиле, например, постоянный скрип или скрежет при нажатии на педаль тормоза, — повод для беспокойства и сигнал к диагностике проблемы. 

Есть много причин, почему скрипят тормоза, и не все они связаны с поломками в системе. Но такие звуки могут раздражать, вызывать у водителя усталость, отвлекать от управления. А в таком состоянии и до аварии недалеко. 

Рассмотрим, почему появляется скрип тормозных колодок, что делать в такой ситуации, нужно ли срочно ехать в автосервис.

Скажем сразу: решить проблему со скрипом смазкой тормозного диска нельзя! Звук пропадёт, но и тормоза перестанут работать!

Почему появляется звук при нажатии на тормоз

Для остановки транспортного средства при нажатии на педаль неподвижная часть тормоза (суппорт) с установленными внутри колодками прижимает движущиеся элементы, связанные с колесом (диск или барабан). Во время этого система нагревается, в результате чего происходит незначительное изменение геометрии металлических частей. 

При нагревании металл расширяется всего на несколько сотых миллиметра, из-за высокой скорости и напряжения механизма это приводит к вибрациям. Они усиливаются в случае попадания грязи в тормозную систему или из-за неисправности элементов. Также появляется звук: писк или скрип.

Почему возникает скрип

Найти причину непросто:

  1. Такой ошибки нет на приборной панели: определить проблему можно только субъективно — на слух или при нажатии на педаль. 

  2. Скрип — не всегда признак неисправности: он может появиться при полностью работоспособной системе автомобиля.

Например, в спортивных машинах норма, когда проявляется скрип при торможении. Это связано с тем, что колодки очень плотно прилегают к дискам. 

Система с керамическими элементами и вовсе начинает корректно работать только после разогрева: в холодном состоянии будет сильный скрип.

Сигнал датчика износа

У некоторых моделей тормозных колодок есть «скрипун». Это своеобразный датчик, который сообщает о том, что необходимо поменять колодки. Внешне он выглядит как пластина из металла, которая уходит в тормозную колодку на всю её глубину, а сверху — выступает на 2–3 мм. Обычно такие датчики устанавливают только на два колеса: по одному на переднюю и заднюю ось.

Когда накладка на датчике стирается до установленного производителем значения, появляется характерный звук, который напоминает скрип или писк. Это сигнал, что пора сменить тормозные колодки.

Полностью полагаться на «скрипуны» не стоит. Если колодки изнашиваются неравномерно, то есть риск повредить тормозной диск.

Проблемы с колодками

У колодок есть ресурс использования. Когда они стираются до критического уровня, при торможении машины водитель будет слышать сильный скрип, который переходит в скрежет. 

Износ колодок сопровождается увеличением тормозного пути, нестабильностью при нажатии на педаль. Также появляются вибрации.

Скрип может появиться после установки нового комплекта — это нормально. Неприятный звук пропадёт после того, как фрикционные накладки притрутся к диску: обычно это происходит через 300–400 км пробега.

Использование некачественных запчастей

Корректную работу автомобиля обеспечивает максимальная совместимость каждого элемента в нём. Только оригинальные запчасти подходят друг к другу идеально. При покупке аналогов даже самого высокого качества есть риск появления расхождения, например, в геометрии или размере.

Некачественные тормозные колодки и диски часто изготавливают из дешёвого металла, плотность и состав которого может отличаться от оригинальных деталей. Также в аналогах может быть недостаточное количество противоскрипных присадок и смазки, из-за чего неприятный звук при торможении не пропадает даже при длительной обкатке.

Желательно, чтобы колодки и тормозной диск были одной фирмы. Так процесс притирки пройдёт быстрее.

Попадание грязи и пыли

Тормозная система в большинстве случаев открыта. На её поверхность может попадать грязь и абразивные частицы, например, песок. В результате механического трения может быть характерный скрип. Но на эффективность торможения обычно это не влияет.

Появление писка может вызывать и попадание технической жидкости на поверхность системы. Нередко это случается во время ремонта или технического обслуживания. В таком случае звук должен исчезнуть самостоятельно.

Если тормозная система скрипит из-за попадания грязи в течение долгого времени и во время движения, нужно разобрать весь механизм, проверить работу суппортов.

Коррозия металла

Скрип может появиться из-за коррозии металлических частей на тормозах. Это наблюдается после длительной стоянки автомобиля, мойки или езды во влажную погоду. 

Следы ржавчины на диске авто проходят самостоятельно через 10–30 км пробега. Ускорить решение проблемы можно экстренным или интенсивным торможением.

Сильное торможение

Система может перегреваться из-за слишком сильного или длительного торможения, например, при спуске с горы или движении по неровной дороге. В этом случае скрип появляется из-за деформаций металла при высоких температурах.

Обращаться в автосервис в такой ситуации нужно, если неприятный звук не пропадает, сильно снизилась эффективность торможения даже на ровной поверхности.

Как избавиться от скрипа тормозов

Если при торможении появился неприятный звук, который сохраняется при движении, не всегда нужно обращаться в автомастерскую. Для начала стоит разобраться в причине появления скрипа. 

На что обращать внимание:

  • Если колодки или диск только заменили, нужно подождать. Посторонние звуки должны пройти со временем. Если после 400 км пробега они сохранились, необходимо проверить состояние системы.

  • Определить состояние колодок можно и своими силами. Для этого придётся снять колесо с той стороны, где есть скрип. Затем нужно оценить внешний вид тормозной накладки: её толщина должна быть не менее 4 мм.

  • Если скрип начался из-за попадания грязи, её можно устранить самостоятельно: снять колесо, колодки, убрать загрязнения сухой и чистой тряпкой.

  • Смазать места контакта суппорта с диском, направляющие. Для этого нужно использовать специальную смазку для тормозной системы от автопроизводителей. Средства с графитом в составе, литол и обычная противоскрипная смазка не подойдут.

  • В некоторых случаях достаточно изменить стиль вождения: почаще активно тормозить, стараться совершать поездки ежедневно. Это поможет избежать появления ржавчины и коррозии металлических частей.

Если скрип сохраняется и после всех профилактических мероприятий, следует заменить колодки или сам диск в зависимости от их состояния.

Менять колодки стоит вместе с дисковой или барабанной системой, сразу на две оси. Лучше всего выбирать оригинальные детали, а если возможности нет, покупать запчасти одного производителя и серии. 

Чтобы избежать скрипа, необходимо обслуживание тормозной системы. Колодки и диск — расходные запчасти, которые меняют по плану ТО для машины. После покупки б/у авто их замена обязательна: это позволит контролировать износ и его равномерность для каждого колеса.

Коротко о главном

Скрип появляется при трении металлических частей тормозной системы. Он не всегда связан с неисправностью: если торможение эффективное, а колёса не заклинивают, причина может быть в попадании грязи, технической жидкости.

Скрип могут вызывать изношенные колодки или датчик износа, а также детали тормозной системы после замены.

Выявить причину писка можно самостоятельно, но в автосервисе выявить причину будет легче. Также важно помнить и про профилактику: своевременное ТО, замену всех необходимых расходников и использование противоскрипной смазки.

Приобрести тормозные колодки от проверенных поставщиков можно в сети «Колёса Даром». В продаже модели от отечественных и импортных производителей.